совет №1
«Жёсткий менеджмент»
Не простая случайность, что большинство собственников именно небольших компаний, с которыми мне приходилось общаться достаточно добрые, лояльные и доверчивые люди. Также я заметил, что чем больше и сложнее бизнес тем жёстче и требовательнее руководитель, и это не потому, что таким его делают условия, а только и только потому, что именно управленец с такими качествами имеет больше шансов на создание крупной структуры, а значит эти качества были изначально.
Нужно сразу сказать, что любые качества можно приобрести, усилить, развить или заглушить, всё зависит от понимания необходимости, силы характера и постановки задачи.
Главное понять, жёсткость и требовательность это не негативное состояние ума, это подход руководителя к делу. Оставайтесь добрыми и лояльными, открытыми и позитивными, но к бизнесу и сотрудникам необходимо относится профессионально — чёткая уверенная стратегия, совершенная система мотивации, аналитика и контроль.
Я советую всем прочитать очень мощную книгу «Жёсткий менеджмент» Дена Кеннеди. В ней говорится как заставить людей работать на результат. Да, от себя я замечу, что автор немного перегибает, заставлять никого не нужно, но главное что вы поймёте — отсутствие стратегии, мотивации, аналитики и тотального контроля — шаг назад и невозможность глобально развиваться.
Итак, жёсткий менеджмент это:
- Детально продуманные и описанные бизнес-процессы
- Контроль дисциплины, выполнения правил и стандартов
- Тщательная аналитика всех бизнес показателей
- Мотивирующая мотивация всех сотрудников
- Требовательные и справедливые руководители
Теперь подробнее
Суть жёсткости управления в том, что бизнес настроен так, что абсолютно весь ресурс в течении трудового дня выдаёт максимальную результативность, повторюсь, жёсткость не в действиях и не в словах, жёсткость должна проявляться в намерении и упорстве при создании и в дальнейшем поддержании сверхрезультативной машины, которая, несомненно, будет давать максимально возможную прибыль.
Бизнес-процессы. Если каждые пол года анализировать работу всех должностей и отделов в целом, привлекая к «мозговому штурму» сотрудников, с целью оптимизировать трудозатраты, улучшить условия труда, убрать человеческий фактор и повысить профессионализм, то со временем вы получите безупречную схему, в которой нет простоев, есть контроль каждой целевой задачи, каждый знает что ему делать в любой ситуации, и конечно в итоге растущая результативность людей обязательно даст прирост в прибыли.
Изучайте подробно деятельность каждой должности, делайте мониторинг рабочего дня, задавайте сотрудникам вопросы, выявляйте слабые места, меняйте функционал, описывайте тезисно алгоритм работ и разъясняйте его до полного понимания, затем систематично контролируйте выполнение.
Все играли в игру «испорченный телефон», объяснив однажды как нужно работать коллективу, спустя время мы можете обнаружить что они делают всё в точности на оборот, с абсолютной уверенностью, что всё идёт отличным образом. Информация в их сознании трансформируется так, как этого хочет ленивый ум, который беспощадно направляет человека по пути наименьшего сопротивления. Поэтому компании, в которых «правила игры» не прописаны и нет контроля и проверки на правильное толкование этих правил — обречены на саморазрушение.
Контроль. Часто на собраниях и оперативках руководители опрашивают своих подопечных о их результатах, что-то поверхностно обсуждают и на этом всё. Также зачастую отчёты заполняются сотрудниками и на основании этих отчётов делаются выводы. Ещё чаще отчёты или вовсе отсутствуют или их никто не смотрит, тоже самое и с собраниями. Огромный поток текущей работы, проблем и сложностей отбрасывает контроль на задний план, но настоящая причина в том, что руководители не понимают, что одна лишь дисциплина и контроль способны достаточно глобально увеличить эффективность бизнеса и соответственно прибыль.
Для начала, конечно, необходимо разработать и внедрить стандарты и правила, определить нормы, объяснить команде для чего и почему эти постулаты существуют, объяснить то, как им в работе помогут эти правила, поработать с противоречиями и вовлечь людей в данную систему, а не ниспустить как приказ. Затем необходимо обозначить точки среза – когда, что и за счёт чего вы будете контролировать выполнение. Формат отчётности ответственных и меры за нарушения замкнут логический круг.
В качестве инструментов используйте CRM системы, камеры видеонаблюдения, электронную систему контроля входа-выхода сотрудников (магнитные карты), фиксаторы активности и работы за компьютером, мониторинги рабочего дня, а также внезапные проверки, тесты и аттестации прямо на рабочем месте.
Аналитика.
90% компаний работают на результат, отслеживают только его, если результат удовлетворительный, то все силы идут на развитие. Я хочу, чтоб сразу было понятно, что результат может быть случайным, ситуативным, от внешних факторов, например конкурент обанкротился и вы остались на рынке, объём продаж сразу вырос в 2 раза. Но для того, чтобы понять за счёт чего вы добились сегодняшнего результата, чтобы понять на сколько качественно отрабатываются все процессы, какие есть недоработки и что можно усилить – необходимо отслеживать работу бизнеса на промежуточных этапах, второстепенных результатах, мониторить все точки среза. И тогда, у вас появится возможность понимать, что вы добились удовлетворительного результата, но можно было бы больше, потому что у вас в нескольких направлениях есть сильная недоработка и расти, и развиваться сейчас, можно не масштабируя компанию, а исправляя внутренние неполадки, но для этого вам потребуется дотошная аналитика всего, что можно проанализировать в компании.
Поэтому, руководство компании должно разработать критерии успешного достижения результата, например, чтоб получить максимальную прибыль нужно продавать весь ассортимент, каждую позицию с максимально допустимой наценкой, иметь продажи во всех нишах рынка, а не в тех, где захотелось менеджеру, каждый клиент должен посещаться, поздравляться с днём рождения, клиентская база должна расти, фиксироваться и т.д.. Все данные необходимо научится собирать, оцифровывать и анализировать, в этом помогут диаграммы.
Мотивация.
Мотивация формата СССР — это ставка и премия за переработку, с акцентом на то, что все сотрудники разумные, самостоятельные и честные. Если ваши сотрудники роботы, тогда супер. Но если вы хотите чтобы мотивация помогала каждой должности проходить успешно все основные этапы дающие компании стабильную эффективность на выходе – необходимо продумать эти этапы за сотрудников, прописать их тезисно и привязать бонусы к выполнению этой успешной модели работы. Выполнил все пункты на отлично – получил больше, но бизнес получил ещё больше. Эффективная мотивация — это года эффективность сотрудника = прибыль компании. Тогда не нужен смотритель с кнутом и пряником, развивайте позитивные доверительные отношения с коллективом, пусть работу надзирателя делает мотивация.
Для разработки современной мотивации, конечно, потребуется время, или специалист, который понимает, как сформировать, отладить и безболезненно внедрить подобную систематизацию. Когда ваша система мотивации будет ещё и автоматизирована, и каждый сможет видеть её подробный расчёт, и прикидывать в середине месяца сколько эффективными действиями он уже себе заработал – тогда все будут бежать впереди паровоза и улыбаться, поверьте.
Требовательные руководители.
Как добиться истинного уважения и стать естественным лидером? Быть любящим, справедливым и мудрым родителем для своих подчинённых. Мудрый человек помимо всего требователен к себе, поэтому он растёт и добивается успеха, такая, позитивная требовательность должна распространятся к людям в команде. Всё, это основа!
Я наблюдаю в основном крайне лояльных бизнесменов, которые не являются идеальным примером для своих сотрудников, зачастую собственники не знают, что и как требовать, поэтому и не требуют. Требовать правильно — значит давать что-то взамен, обмен энергиями. Требовать, будучи наставником проще, требовать жёстко, грубо манипулируя – значит потерять связь и нарушить отношения, на которых часто держится управление компанией.
Балансируйте, разработайте систему правил, планов и стандартов, научитесь её анализировать, делать выводы и разрабатывать улучшения, дайте людям инструкцию эффективной деятельности, замотивируйте на результат, на эффективное выполнение ключевых задач, создайте условия для труда, станьте для компании любящим и мудрым родителем, и требуйте, требуйте, требуйте!

Сергей Дан
Бизнес консультант
г. Днепр
Режим работы:
Без выходных и перерывов
Всегда онлайн и на связи
Связаться со мной
Если у вас остались вопросы или предложения — свяжитесь со мной любым удобным способом. Возможно в общении по телефону вы найдёте ответы на свои вопросы, такой обмен опытом также приносит мне удовольствие и самореализацию.