совет №2
Как сделать эффективный бизнес-план
Бизнес-план это общая стратегия, которая описывает и учитывает детально все процессы от начала до конечной цели. С одной стороны бизнес-план это философия и идея, с другой стороны стратегия, и с третей — математика, которая помогает оцифровать идею и стратегию, и конкретизировать все этапы во времени.
С чего начать?
- Разрабатываем бизнес стратегию, в общих чертах, какой товар, кто покупатель, что нас отличает от конкурентов и что необходимо для старта.
- Прикидываем приблизительно затраты и прибыль. В каких объёмах планируются продажи, какая наценка, сколько необходимо сотрудников, какие ключевые должности, какие основные затраты по обслуживанию бизнеса на старте и потом ежемесячно.
Любой бизнес-план подразумевает понимание рынка, товара и необходимого ресурса для ведения бизнеса. Первые пункты дают информацию в среднем сколько нужно вложить денег, каких масштабов должна быть компания, какие затраты она будет нести и какую прибыль заработает на теоретически проданном объёме. Если первичные расчёты нас удовлетворяют — продолжаем.
- Описание компании и отрасли. Необходимо продумать структуру компании, функционал должностей, точное количество сотрудников, описать деятельность компании и основные этапы роста. Отрасль нужно разбить на сегменты, изучить масштабы, спрогнозировать свою долю рынка.
- Анализ рынка, описывающий всех основных игроков, их ассортимент, сильные и слабые стороны. Важно понять глубину рынка, то есть покупательную способность, потребность клиентов и общий объём продаж.
- Детально описываем свою продукцию и услуги (область и география применения, характеристики, условия поставки, хранения и упаковка, гарантия и сервис обслуживания, условия и срок эксплуатации)
Таким образом, на фоне того что уже есть на рынке и его спроса, мы анализируем свой ассортимент, уникальность, конкурентные преимущества и делаем вывод, что необходимо доработать. На данном этапе мы должны точно понимать, за счёт чего мы зайдём на рынок и будем иметь успех. Для полноты картины я рекомендую расчёты делать в 3х вариантах — худший сценарий, средний и идеальный. Если средний сценарий вас не удовлетворит по рискам, прибыли или вложениям — вы или не учли ключевые моменты, не обладаете достоверной информацией и цифрами или качество вашего плана сомнительное. Начинать сначала, привлекать специалистов или отложить идею в долгий ящик — ваше решение.
- Продажи и маркетинг — планируем до мелочей формирование этих направлений. Каналы продаж, стратегия и тактика продаж, дилерское и розничное направление, каналы рекламы, ежемесячный бюджет на рекламу и прогнозируемый результат.
- Производство (максимальная мощность производства, субподрядчики, оборудование и его стоимость, помещение, аренда или покупка, персонал, зарплата, перечень необходимого сырья, его стоимость, поставщики, себестоимость продукции, схемы производственных процессов).
- Организационный план — предполагает организационно-правовую форму, партнеры, управляющие, кто будет выполнять какие основные функции, за счёт чего будет достигнуто комплексное управление и развитие компании.
После того, как мы описали все процессы и собрали цифры по основным критериям можно анализировать будущий бизнес в разных плоскостях, корректировать развитие, креативить и получать новые идеи масштабирования, на этом этапе приходит понимание с чего и как начать. Возможно некоторые пункты изменяться, и когда в целом всё примет окончательную форму можно двигаться дальше:
- Прописываем финансовый план (затраты на подготовку, затраты основного периода, затраты на налоги, поступления от реализации продукции, прибыль, срок окупаемости).
- Если есть возможность сделать сторонними силами оценку эффективности данного плана развития и после этого изучить гарантии и риски.
В моей практике бизнес планы разрабатывались за несколько дней на клочке бумаге и тут же начинали внедряться, также я участвовал в команде, которая разрабатывала и прописывала план для бизнеса в течении нескольких месяцев, и этот план создавался не для открытия бизнеса, а для продолжения его существования и такой план мы делали каждый год, защищая его перед собственником. Иногда подготовка занимала больше времени чем внедрение. Я наблюдал и практиковал разные варианты планирования. Иногда интуитивный подход в разы качественнее дотошного профессионального, и наоборот. Планы бывают разной детализации, с разной степенью точности, с разным подходом к изучению рынка, но я точно могу сказать, что:
- Чем детальнее бизнес-план, тем больше у компании шансов на существование;
- Чем детальнее бизнес-план, тем проще его реализовать;
- Чем более пессимистично бизнес-план просчитан, тем меньше в нём рисков;
- Чем больше в плане вариантов и путей развития, тем безопаснее вложения;
- Чем более неповторимей бизнес идея, тем больше непредвиденных угроз, но и тем больше наценка и прибыль.